«Колхида»

    Ансамбль Колхида
   Реваз Александрович Джаниашвили — создатель и бессменный руководитель народного хореографического ансамбля грузинского танца «Колхида».  
 



   Реваз Джаниашвили вырос в городе Зестафони, на западе Грузии. В 1955 году, будучи студентом Московского института инженеров транспорта, он получил комсомольское поручение помочь воинам подшефной части подготовиться к юбилейному концерту. Ревазу, с детства воспитанному на народных танцах и песнях, без труда удалось заинтересовать молодых солдат, среди которых было немало кавказцев.

— Чуть позже на наши репетиции привели нескольких трудных подростков, — вспоминает Реваз Александрович. — Их бьющая ключом молодая энергия тоже оказалась созвучна зажигательным грузинским ритмам. Прошло немного времени, и в ансамбле появились девушки, которые украсили танцевальные номера женскими партиями. В конце мая 1955 года состоялся первый концерт нового самодея-тельного коллектива. Вскоре ансамбль стали приглашать выступить в разных программах.



   Реваз понимал, что собственных знаний и опыта ему не хватает. Он обратился к литературе, консультировался со специалистами этнографических и художественных музеев, использовал опыт профессиональных танцоров.
   В то время хореограф-самоучка вовсе не помышлял о творческой карьере. Он продолжал учиться в институте и по-прежнему в будущем видел себя инженером. Ансамбль был для него увлекательным хобби. «Я просто хотел внести посильную лепту в укрепление русско-грузинской дружбы. Ведь мы были воспитаны интернационалистами», — говорит Реваз Александрович.

   В течение нескольких лет Джаниашвили по утрам преподавал машиноведение и черчение в технической школе, а вечерами спешил на репетиции в «Колхиду». Но в конце концов он оказался перед дилеммой: нужно было выбирать что-то одно. «Искусство затягивает, как наркотик, - смеется Мастер. - Кто вдохнул пыль сцены, оттуда уже не уйдет».

   Постепенно ансамбль разросся и разделился на две группы: старшую «Колхида» и младшую «Иверия». В 72-м к ним добавилась студия для самых маленьких - «Колхидари» (саженцы Колхиды). Их обучали бывшие выпускники ансамбля.
Если первые костюмы танцоры вместе со своим руководителем шили сами, то теперь у «Колхиды» появились настоящие концертные костюмы, сшитые в Тбилиси по эскизам театральных художников. Как драгоценная реликвия они передавались от старших к младшим.

   «Колхиду» хорошо знают не только в Москве, вплоть до 1984 года танцоры ездили на гастроли по грузинским городам и на отдых в Кобулети, Батуми, Тбилиси. На занятиях и сам Реваз Александрович, и педагоги ансамбля обязательно выделяли время, чтобы рассказать об истории и культуре Грузии. «Мы изучаем танец не ради танца, а ради воспитания культуры, развития дружбы и взаимопонимания народов», — говорит Джаниашвили.




   История Грузии — это череда долгих и кровопролитных войн. От кого только не приходилось защищать родную землю грузинским мужчинам: от римлян во II тысячелетии до н.э. до турок и персов в XVI-XVIII веках.

   

  

  Детям тут дают и замечательную физическую подготовку, — добавляет мама восьмилетнего Мамуки. — Постепенно они приобретают осанку, артистизм. Сын занимается с пяти лет. Говорит: «Буду ходить сюда до старости, как Реваз Александрович». А наш мальчик ходит сюда уже полжизни, с трех с половиной лет, — смеется мама шестилетнего Фредерика. — По ребенку сразу видно, что он занимается танцами: спинка ровная, движения плавные, нет корявости.



   За почти полувековую историю коллектива Реваз Александрович Джаниашвили воспитал более пяти тысяч учеников. Среди бывших воспитанников коллектива немало людей известных: помощник столичного мэра Геннадий Пономарев, адвокат Виктор Григорьев, режиссер Юрий Грымов, актриса Екатерина Гусева и другие.
— Я занималась пять лет, — рассказывает Екатерина Гусева. — Об этом времени сегодня я вспоминаю со щемящей нежностью. Здесь я научилась владеть своим телом, выражать пластикой эмоции, приобрела красивую походку. Сейчас я играю спектакль «Учитель танцев» в Театре имени Моссовета и исполняю много сложных танцевальных дуэтов. За то, что это мне удается, я благодарна родной «Колхиде».

   А Юрий Грымов вспоминает: «В ансамбле я провел целых семь лет. Главное здесь — педагоги. Они учили нас не только двигаться, но и понимать значение каждого движения в танце, осознавать смысл роли каждого исполнителя».



   За эти годы внутри коллектива образовалось 26 семейных пар. Теперь бывшие ученики приводят сюда своих детей и внуков. — Мы с мужем танцевали в «Колхиде», — рассказывает Людмила Белова. — Сейчас здесь занимается наша дочь Алиса. Скоро приведем и сына. Но пока ему только два годика.
И для самого Реваза Александровича ансамбль стал делом семейным. Супруга Нина Владимировна до недавнего времени работала директором коллектива; здесь танцевали, а потом преподавали обе их дочери, Манана и Тамила; все детство провел в «Колхиде» и внук Джемал.

   Однако не всегда путь коллектива был усыпан розами. Несколько раз ансамбль пытались перепрофилировать и вообще закрыть. «Разве Москва — кавказский регион? Зачем здесь нужен ансамбль именно грузинского танца?» — недоумевали чиновники разных мастей. Джаниашвили изо всех сил боролся за свое дело. Сегодня на память об этом периоде у Реваза Александровича хранится толстая папка с надписью «Война», где собраны копии всех его писем и обращений.

   С наступлением перестройки ансамблю предстояло выживать в новых условиях. Организация некоммерческого профиля пыталась «прокормить» себя сама и несколько лет едва сводила концы с концами. Но руководитель не сдавался, пока наконец районное (а теперь окружное) управление по культуре не вошло в положение. До сих пор у «Колхиды» еще не улажены все имущественные формальности. Но Мастер с оптимизмом и надеждой смотрит в будущее: «Мы обязательно должны посетить Грузию. Детям непременно надо увидеть своими глазами, среди каких красот родились эти удивительные танцы».

1 комментарий:

  1. Я бывший танцор этого замечательного ансамбля. Все что здесь написано все правда. Зовут меня Бузенков Александр и мой хореограф и не побоюсь сказать второй отец Гиви Вахтангович Цимакуридзе. Мне многое дал ансамбль. Умение жить в дружбе уважать людей ценить женщину. Спасибо что судьба свела меня с такими людьми. А теперь я привиду своего внука чтобы из него сделали настоящего мужчину.

    ОтветитьУдалить